Указ Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской Елизаветы I, о монополии на производстве культовых изделий, 20 сентября 1751 года О предоставлении купцу первой гильдии Василию Кункину монополии на производство золотых и серебряных культовых изделий в Москве.
Просмотров: 278
Указ Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской, из Правительствующего Сената, объявляется во всенародное известие.
Понеже в прошлом 1722 году апреля 12 дня, блаженной и вечной славы достойной памяти Государь Император Петр Великий, будучи в Сенате при присутствии Синода и Сената указал: Иконное изображение исправить по содержанию церковного обычая, и по соборному в лето мироздания 7175 и 6, бывших в Москве Святейших Александрийского, Антиохийского и Московского Патриархов, и многих греческих и российских Архиереев, и всего священного Собора деянию и изложенному тогда рассуждению, а надзирательство над живописцами и иконописцами иметь искусному в том художестве Ивану Зарудневу [которой и напредь сего в прошлом 1707 году именным Его Императорского Величества указом к такому надзирательству определен и супер-интендантом учинен] и быть ему под Синодальным ведением, которого Его Императорского Величества именного указа во исполнение, Святейший Правительствующий Синод Святейших Патриархов и многих Архиереев соборного рассуждения слушав, и рассмотрев на конференции с Правительствующим Сенатом согласно приговорили: Иконное писание, в котором является многая неисправа, исправлять тщательно и писать Святые иконы Спаса и Пресвятой Богородицы, и всех Святых Богоугодников самым добрым мастерством, а резных икон и отливных не делать и в церквах не употреблять, кроме Распятия, и искусной резьбой учрежденных и иных неких, штукатурным мастерством устроенных и на высоких местах поставленных кунштов (церковной посуды), а в домах, кроме малых Крестов и Панагий, искусной работой деланных, отнюдь никаких резных и отливных икон не держать, также и вместо Евангелистов символизирующих их животных не изображать, как и вместо Христа Спасителя не повелевается изображать Агнца, о чем в правиле шестого Вселенского Собора 82-м, такое положено запрещение: не напиши Агнца во образе Христа, но Того самого. В толковании же того правила изъявлено: не подобает Агнца на честных иконах писать, перстом Предтечевым показуемого, но самого Христа Бога нашего, по человеческому образу изображать. И по сему правильному запрещению как Агнца в образе Христа, так и помянутых животных с надписанием Апостольских имен вместо самих Евангелистов изображать не подобает, но надлежит самих тех Евангелистов лица с надписанием имен их изображать, причем возможно уже и символических животных писать; но понеже неискусные иконописцы издавна уже начали быть неисправны, того ради определены были в тогдашние времена особливые над ними надзиратели, о чем и в помянутом Соборном Святейших Патриархов и многих Архиереев, и всего освященного Собора изложении весьма подтверждено; и хотя такое над иконниками надзирательство в разные времена и употреблялось, однако же и доныне многая в вышеозначенном неисправа явствуется. Чего ради Святейший Правительствующий Синод, желая тщательно именной Его Императорского Величества указ по вышеписанному Святейших Патриархов и прочих многих Архиереев и всего священного Собора изложению произвести в действие, судил за благо приказать всем российским Архиереям, дабы каждый в своей епархии оную неисправу усмотрительно со временем исправляли и впредь неисправно писать отнюдь не допускали, а для лучшего усмотрения и исправления надзирать над иконописцами и живописцами и свидетельствовать их, и по свидетельству искусных до письма Святых икон допускаать - в Москве помянутому именным Его Императорского Величества указом, определенному супер-интенданту Зарудневу, а в городах у такого надзирательства и исправления быть под ведением его особливым искусным иконописцам, которых он усмотря к тому определит: а дабы в народе о сем правильном и зело потребном иконного изображения исправлении было ведомо, того ради тогда же указами публиковано, чтоб никто в оном не имел сомнения и неведением не отговаривался. А в 1715 году июня 12 дня, по сообщенному из Святейшего Правительствующего Синода в Правительствующий Сенат ведению, в котором объявлено: что о продаваемых в разных местах печатных деревянными досками на бумаге, с изображением Христа Спасителя и Богоматери и Святых угодников листов, с небрежением оные в печать издаются, что правилам Святым весьма противно, а от иноверных не без нарекания. По определению оного Святейшего Правительствующего Синода велено: продаваемые тогда в Москве и в Санкт-Петербурге и в прочих Российской Империи местах листы, с изображением Святых лиц печатные и оные доски неискусной резьбы у всех продавцов от Магистратов отобрать и отослать для рассмотрения к епархиальным Архиереям и впредь такой печати листов в продажу производить везде запретить, а желающим Святых лиц на бумаге печатать для лучшего благолепия, первые каким образом и существом куншты быть имеют, учиня рисунки, представить для апробации самим епархиальным Преосвященным Архиереям; и по той апробации с тех рисунков вырезать на медных досках; и напечатав первую пробу и доски, снова представить им же, епархиальным Архиереям; и когда от них в годности удостоены, и знаки на те доски по приказаниям их Архиерейским положены будут, тогда оными досками печатать и в продажу оные листы употреблять в надлежащих местах за благопристойным порядком позволить. И дабы по сему везде во всем неотменно исполнялось, смотреть накрепко от духовных правительств, также и от магистратов; и о непременном по оному об исполнении,в главный Магистрат, в губернии и провинции подтверждено из Правительствующего Сената указами. А понеже Московской первой гильдии купец Василий Кункин челобитьем объявил, что в силу вышеобъявленного 1722 года апреля 12 дня указа и сосуды церковные, такие как: дискосы, потиры, кресты, евангелисты, оклады и венцы, на которых также Господа нашего и Богоматери и угодников Его Святых изображение поставляется, исправно делать принадлежит, и крайняя надобность в том состоит. А как де небезызвестно, что серебряные мастера, которые такие церковные сосуды делают, никакого к тому усердия и старания не имеют, но только одно то наблюдают, чтоб поскорее сделав, за труд свой достойную плату получить; а он де Кункин делание тех церковных сосудов в коих Святое Священнодействие совершается и прочих утварей, как то: евангелистов, крестов и окладов с изображением божественных лиц и прочих священных украшеней, как золотых, так и серебряных, с чернением и простых с резьбой и чеканной работой [каковой прежде сего в России еще не бывало] производить желает собственным своим капиталом, со всяким старанием и усердием, как вышеписанными указами повелено, с наилучшим против прочих серебряных и золотых мастеров изяществом и благолепием; и просил, чтоб помянутое церковных, к Священнодействию подлежащих сосудов, и прочих церковных же вещей из золота и серебра мастерство, для лучшего и изящного в художестве искусства и смотрения, позволить производить ему в Москве одному, и для того прочим серебряных и золотых дел художникам в делании тех церковных вещей, кроме партикулярных домовых мастерств, запретить, а устроенные такие сосуды продавать он будет в ряды, указной пробы не повышая цены; также кто пожелает такие сосуды делать из собственного своего металла золота и серебра указной пробы, или приводя в указную пробу в пробирной палате, то и тех за делание оных сосудов за труд брать обязуется без повышения же прежней цены; и такими церковными сосудами, как то: дискосами, потирами, крестами, евангелистами, окладами и венцами от художества своего обязуется удовольствовать во всей Москве один достаточно, без всякого в потребности оскудения. И будучи перед собранием Правительствующего Сената допущен, объявил свое мастерство и прежней работы других мастеров некоторые церковныя вещи, и по усмотрению Правительствующего Сената, явились евангелисты, сделанные им, Кункиным, из серебра, а Образ Святой Елисаветы, изображенной на золоте черненной работою весьма искусной работы, и в изображении Святых лиц и прочих, к тому принадлежащих благолепий сходственные, а прежней работы других мастеров такие же, сделанные из серебра евангелисты и благословящий крест, самой простой и неискусной работы. Того ради, по указу Ее Императорского Величества, Правительствующий Сенат приказали: 1. Вышеписанные, принадлежащие к Священнодействию и прочему церковному благолепию вещи, то есть: сосуды, евангелисты, кресты и оклады из золота и серебра, оному Кункину самой лучшей и исправной в изображении Святых лиц и прочего благолепия работой, производить в Москве одному, и сделанныя вещи указной пробы продавать ему, Кункину, так как он сам обязался, не повышая цены, и чтобы в деле оных остановки отнюдь быть не могло, в том ему, Кункину, крайнее свое старание прилагать; и для того прочим записным в Московском цеху серебряного и золотого дела мастерам, которых показано в записке только шесть человек, яко неискусным в деле таких нужнейших до церкви Святой принадлежащих вещей, с нынешнего времени под штрафом не производить, чего накрепко смотреть главному Магистрату, и ежели кто в преступлении оного явится, таких штрафовать по указам; сделанныя же до нынешнего времени вещи из золота и серебра принадлежащия до церковнаго употребления, в Москве у мастеров и в рядах, кроме сделанных помянутым Кункиным, от главного Магистрата, переписав, заклеимить приличным к тому особым клеймом и велеть те, до сего времени сделанныя ими вещи, желающим оные купить продать, причем главному Магистрату накрепко смотреть и наблюдать, дабы впредь те мастера под видом прежде сделанного ими, не могли того мастерства вновь производить, а дабы те прежде записные того художества мастера, впредь пропитание от своего мастерства иметь могли, того ради делать им золотые и серебреные вещи, принадлежащие до домашнего убранства и партикулярного, а не церковного употребления, также и ему, Кункину, кроме вышепредписанных принадлежащих до церковнаго украшения вещей, в производстве другого серебряного и золотого дела мастерства, состоящего в больших и мелочных званиях, запрещения не чинить. 2. Впредь с сего времени Монетной канцелярии крепкое смотрение иметь в том, ежели незаписашиеся в цех мастера, кроме архиерейских, монастырских и вотчинниковых людей и крестьян, которым такое мастерство по силе указа 1722 года июля 6 дня только для своих домовых нужд, а не для посторонних производить повелено, будут сделанные ими из золота и серебра вещи, для заклеймения приносить, таковых у них не клеймить, а отсылать их с такими вещами для учинения указу в главной Магистрат, ибо такие партикулярные незаписавшиеся в цех мастера, работой своей пропитание у записашихся отнимают и тем без всяких служб и податей напрасно пользуются. И чтобы все такие не записавшиеся мастера были сведомы, и впредь неведением не отговаривались, да и всякого чина людям о таком нынешнем учреждении было известно, о том во всенародное известие сим и публикуется.
Подлинный за подписанием Правительствующего Сената.
Печатан в Санкт-Петербурге при Сенате. Сентября 20 дня 1758 года.Оригинальный текст
Понеже в прошлом 1722 году апреля 12 дня, блаженной и вечной славы достойной памяти Государь Император Петр Великий, будучи в Сенате при присутствии Синода и Сената указал: Иконное изображение исправить по содержанию церковного обычая, и по соборному в лето мироздания 7175 и 6, бывших в Москве Святейших Александрийского, Антиохийского и Московского Патриархов, и многих греческих и российских Архиереев, и всего священного Собора деянию и изложенному тогда рассуждению, а надзирательство над живописцами и иконописцами иметь искусному в том художестве Ивану Зарудневу [которой и напредь сего в прошлом 1707 году именным Его Императорского Величества указом к такому надзирательству определен и супер-интендантом учинен] и быть ему под Синодальным ведением, которого Его Императорского Величества именного указа во исполнение, Святейший Правительствующий Синод Святейших Патриархов и многих Архиереев соборного рассуждения слушав, и рассмотрев на конференции с Правительствующим Сенатом согласно приговорили: Иконное писание, в котором является многая неисправа, исправлять тщательно и писать Святые иконы Спаса и Пресвятой Богородицы, и всех Святых Богоугодников самым добрым мастерством, а резных икон и отливных не делать и в церквах не употреблять, кроме Распятия, и искусной резьбой учрежденных и иных неких, штукатурным мастерством устроенных и на высоких местах поставленных кунштов (церковной посуды), а в домах, кроме малых Крестов и Панагий, искусной работой деланных, отнюдь никаких резных и отливных икон не держать, также и вместо Евангелистов символизирующих их животных не изображать, как и вместо Христа Спасителя не повелевается изображать Агнца, о чем в правиле шестого Вселенского Собора 82-м, такое положено запрещение: не напиши Агнца во образе Христа, но Того самого. В толковании же того правила изъявлено: не подобает Агнца на честных иконах писать, перстом Предтечевым показуемого, но самого Христа Бога нашего, по человеческому образу изображать. И по сему правильному запрещению как Агнца в образе Христа, так и помянутых животных с надписанием Апостольских имен вместо самих Евангелистов изображать не подобает, но надлежит самих тех Евангелистов лица с надписанием имен их изображать, причем возможно уже и символических животных писать; но понеже неискусные иконописцы издавна уже начали быть неисправны, того ради определены были в тогдашние времена особливые над ними надзиратели, о чем и в помянутом Соборном Святейших Патриархов и многих Архиереев, и всего освященного Собора изложении весьма подтверждено; и хотя такое над иконниками надзирательство в разные времена и употреблялось, однако же и доныне многая в вышеозначенном неисправа явствуется. Чего ради Святейший Правительствующий Синод, желая тщательно именной Его Императорского Величества указ по вышеписанному Святейших Патриархов и прочих многих Архиереев и всего священного Собора изложению произвести в действие, судил за благо приказать всем российским Архиереям, дабы каждый в своей епархии оную неисправу усмотрительно со временем исправляли и впредь неисправно писать отнюдь не допускали, а для лучшего усмотрения и исправления надзирать над иконописцами и живописцами и свидетельствовать их, и по свидетельству искусных до письма Святых икон допускаать - в Москве помянутому именным Его Императорского Величества указом, определенному супер-интенданту Зарудневу, а в городах у такого надзирательства и исправления быть под ведением его особливым искусным иконописцам, которых он усмотря к тому определит: а дабы в народе о сем правильном и зело потребном иконного изображения исправлении было ведомо, того ради тогда же указами публиковано, чтоб никто в оном не имел сомнения и неведением не отговаривался. А в 1715 году июня 12 дня, по сообщенному из Святейшего Правительствующего Синода в Правительствующий Сенат ведению, в котором объявлено: что о продаваемых в разных местах печатных деревянными досками на бумаге, с изображением Христа Спасителя и Богоматери и Святых угодников листов, с небрежением оные в печать издаются, что правилам Святым весьма противно, а от иноверных не без нарекания. По определению оного Святейшего Правительствующего Синода велено: продаваемые тогда в Москве и в Санкт-Петербурге и в прочих Российской Империи местах листы, с изображением Святых лиц печатные и оные доски неискусной резьбы у всех продавцов от Магистратов отобрать и отослать для рассмотрения к епархиальным Архиереям и впредь такой печати листов в продажу производить везде запретить, а желающим Святых лиц на бумаге печатать для лучшего благолепия, первые каким образом и существом куншты быть имеют, учиня рисунки, представить для апробации самим епархиальным Преосвященным Архиереям; и по той апробации с тех рисунков вырезать на медных досках; и напечатав первую пробу и доски, снова представить им же, епархиальным Архиереям; и когда от них в годности удостоены, и знаки на те доски по приказаниям их Архиерейским положены будут, тогда оными досками печатать и в продажу оные листы употреблять в надлежащих местах за благопристойным порядком позволить. И дабы по сему везде во всем неотменно исполнялось, смотреть накрепко от духовных правительств, также и от магистратов; и о непременном по оному об исполнении,в главный Магистрат, в губернии и провинции подтверждено из Правительствующего Сената указами. А понеже Московской первой гильдии купец Василий Кункин челобитьем объявил, что в силу вышеобъявленного 1722 года апреля 12 дня указа и сосуды церковные, такие как: дискосы, потиры, кресты, евангелисты, оклады и венцы, на которых также Господа нашего и Богоматери и угодников Его Святых изображение поставляется, исправно делать принадлежит, и крайняя надобность в том состоит. А как де небезызвестно, что серебряные мастера, которые такие церковные сосуды делают, никакого к тому усердия и старания не имеют, но только одно то наблюдают, чтоб поскорее сделав, за труд свой достойную плату получить; а он де Кункин делание тех церковных сосудов в коих Святое Священнодействие совершается и прочих утварей, как то: евангелистов, крестов и окладов с изображением божественных лиц и прочих священных украшеней, как золотых, так и серебряных, с чернением и простых с резьбой и чеканной работой [каковой прежде сего в России еще не бывало] производить желает собственным своим капиталом, со всяким старанием и усердием, как вышеписанными указами повелено, с наилучшим против прочих серебряных и золотых мастеров изяществом и благолепием; и просил, чтоб помянутое церковных, к Священнодействию подлежащих сосудов, и прочих церковных же вещей из золота и серебра мастерство, для лучшего и изящного в художестве искусства и смотрения, позволить производить ему в Москве одному, и для того прочим серебряных и золотых дел художникам в делании тех церковных вещей, кроме партикулярных домовых мастерств, запретить, а устроенные такие сосуды продавать он будет в ряды, указной пробы не повышая цены; также кто пожелает такие сосуды делать из собственного своего металла золота и серебра указной пробы, или приводя в указную пробу в пробирной палате, то и тех за делание оных сосудов за труд брать обязуется без повышения же прежней цены; и такими церковными сосудами, как то: дискосами, потирами, крестами, евангелистами, окладами и венцами от художества своего обязуется удовольствовать во всей Москве один достаточно, без всякого в потребности оскудения. И будучи перед собранием Правительствующего Сената допущен, объявил свое мастерство и прежней работы других мастеров некоторые церковныя вещи, и по усмотрению Правительствующего Сената, явились евангелисты, сделанные им, Кункиным, из серебра, а Образ Святой Елисаветы, изображенной на золоте черненной работою весьма искусной работы, и в изображении Святых лиц и прочих, к тому принадлежащих благолепий сходственные, а прежней работы других мастеров такие же, сделанные из серебра евангелисты и благословящий крест, самой простой и неискусной работы. Того ради, по указу Ее Императорского Величества, Правительствующий Сенат приказали: 1. Вышеписанные, принадлежащие к Священнодействию и прочему церковному благолепию вещи, то есть: сосуды, евангелисты, кресты и оклады из золота и серебра, оному Кункину самой лучшей и исправной в изображении Святых лиц и прочего благолепия работой, производить в Москве одному, и сделанныя вещи указной пробы продавать ему, Кункину, так как он сам обязался, не повышая цены, и чтобы в деле оных остановки отнюдь быть не могло, в том ему, Кункину, крайнее свое старание прилагать; и для того прочим записным в Московском цеху серебряного и золотого дела мастерам, которых показано в записке только шесть человек, яко неискусным в деле таких нужнейших до церкви Святой принадлежащих вещей, с нынешнего времени под штрафом не производить, чего накрепко смотреть главному Магистрату, и ежели кто в преступлении оного явится, таких штрафовать по указам; сделанныя же до нынешнего времени вещи из золота и серебра принадлежащия до церковнаго употребления, в Москве у мастеров и в рядах, кроме сделанных помянутым Кункиным, от главного Магистрата, переписав, заклеимить приличным к тому особым клеймом и велеть те, до сего времени сделанныя ими вещи, желающим оные купить продать, причем главному Магистрату накрепко смотреть и наблюдать, дабы впредь те мастера под видом прежде сделанного ими, не могли того мастерства вновь производить, а дабы те прежде записные того художества мастера, впредь пропитание от своего мастерства иметь могли, того ради делать им золотые и серебреные вещи, принадлежащие до домашнего убранства и партикулярного, а не церковного употребления, также и ему, Кункину, кроме вышепредписанных принадлежащих до церковнаго украшения вещей, в производстве другого серебряного и золотого дела мастерства, состоящего в больших и мелочных званиях, запрещения не чинить. 2. Впредь с сего времени Монетной канцелярии крепкое смотрение иметь в том, ежели незаписашиеся в цех мастера, кроме архиерейских, монастырских и вотчинниковых людей и крестьян, которым такое мастерство по силе указа 1722 года июля 6 дня только для своих домовых нужд, а не для посторонних производить повелено, будут сделанные ими из золота и серебра вещи, для заклеймения приносить, таковых у них не клеймить, а отсылать их с такими вещами для учинения указу в главной Магистрат, ибо такие партикулярные незаписавшиеся в цех мастера, работой своей пропитание у записашихся отнимают и тем без всяких служб и податей напрасно пользуются. И чтобы все такие не записавшиеся мастера были сведомы, и впредь неведением не отговаривались, да и всякого чина людям о таком нынешнем учреждении было известно, о том во всенародное известие сим и публикуется.
Подлинный за подписанием Правительствующего Сената.
Печатан в Санкт-Петербурге при Сенате. Сентября 20 дня 1758 года.Оригинальный текст
Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийской, из Правительствующаго Сената, объявляется во всенародное известие.
Понеже в прошлом 1722 году Апреля 12 дня, блаженныя и вечной славы достойныя памяти Государь Император Петр Великий, будучи в Сенате при присудствии Синода и Сената указал: Иконное изображение исправить по содержанию церьковнаго обычая, и по соборному в лето мироздания 7175 и 6, бывших в Москве Святейших Александрийскаго, Антиохийскаго и Московскаго Патриархов, и многих греческих и российских Архиереов, и всего священнаго Собора деянию и изложенному тогда разсуждению, а надзирательство над живописцами и иконописцами, иметь искусному в том художестве Ивану Зарудневу, [ которой и напредь сего в прошлом 1707 году имянным Его Императорскаго Величества указом к такому надзирательству определен и Супер-Интендантом учинен, ] и быть ему под Синодальным ведением; котораго Его Императорскаго Величества имянного указа во исполнение, Святейший Правительствующий Синод Святейших Патриархов, и многих Архиереов соборнаго разсуждения слушав, и разсмотрев на конференции с Правительствующим Сенатом согласно приговорили: Иконное писание в котором является многая не исправа исправлять тщательно, и писать Святыя иконы Спасову и Пресвятыя Богородицы, и всех Святых Богоугодников самым добрым мастерством, а резных икон и отливных не делать и в церьквах не употреблять, кроме Распятия, и искусною резьбою учрежденных и иных некиих штукатурным мастерством устроенных, и на высоких местах поставленных кунштов, а в домех кроме малых Крестов и Панагий искусною работою деланных отнюдь ни каких резных и отливных икон не держать, также и вместо Эвангелистов образовательная их животная не изображать, как и вместо Христа Спасителя не повелевается изображать Агнца, о чем в правиле шестаго Вселенскаго Собора 82 м, такое положено запрещение: не напиши Агнца во образе Христа но того самаго. В толковании же того правила изъявлено: не подобает Агнца на честных иконах писать перстом Предтечевым показуема, но самого Христа Бога нашего, по человеческому образу написовати. И по сему правильному запрещению как Агнца во образе Христа, так и помянутых животных с надписанием Апостольских имен вместо самих Эвангелистов изображать не подобает, но надлежит самих тех Эвангелистов лица с надписанием имених изображать, при чем возможно уже и образовательная их животная писать; но понеже неискусные иконописцы, издавна уже начали быть неисправны, того ради определены были в тогдашния времена особливые над ними надзиратели, о чем и в помянутом Соборном Святейших Патриархов, и многих Архиереов, и всего освященнаго Собора изложении весма подтверждено; и хотя такое над иконниками надзирательство в разныя времена и употреблялось, однакож и до ныне многая в вышеозначенном неисправа явствуется. Чего ради Святейший Правительствующий Синод, желая тщательно имянный Императорскаго Величества указ, по вышеписанному Святейших Патриархов, и протчих многих Архиереов, и всего священнаго Собора изложению произвести в действие, судил за благо приказать всем российским Архиереом, дабы киждо в своей епархии оную неисправу усмотрительно со временем исправляли, и впредь неисправно писать отнюдь недопущали, а для лутчаго усмотрения и исправления надзирать над иконописцы и живописцы и свидетельствовать их, и по свидетельству искусных до писма Святых икон допущать, в Москве помянутому имянным Его Императорскаго Величества указом, определенному Супер-Интенданту Зарудневу, а в городех утакого надзирательства и исправления быть под ведением ево особливым искусным иконописцам, которых он усмотря к тому определит: а дабы в народе о сем правильном и sело потребном иконнаго изображения исправлении было ведомо, того ради тогдаж указами публиковано: чтоб ни кто во оном не имел сумнения и неведением не отговаривался. А в 1715 году Июня 12 дня, по сообщенному из Святейшаго Правительствующаго Синода в Правительствующий Сенат ведению, в котором объявлено: что о продаваемых в разных местах печатных деревянными досками на бумаге, со изображением Христа Спасителя и Богоматере, и Святых угодников листов, с небрегомостию оныя в печать издаются, что правилом Святым весьма противно, а от иноверных небезнарекания. По определению онаго Святейшаго Правительствующаго Синода велено: продаваемые тогда в Москве и в Санктпетербурге и в протчих российской Империи местах листы, со изображением Святых лиц печатные, и оныя доски неискусной резьбы, у всех продавцов от Магистратов отобрать, и отослать для разсмотрения к епархиальным Архиереом, и впредь такой печати листов в продажу производить везде запретить, а желающим Святых лиц на бумаге печатать для лутчаго благолепия, первыя каким образом и существом куншты быть имеют, учиня рисунки представить для опробации самим епархиальным Преосвященным Архиереом: и по той опробации с тех рисунков вырезывать на медных досках; и напечатав первую пробу и доски паки представить им же епархиальным Архиереом; и когда от них в годности удостоены, и знаки на те доски по приказаниям их Архиерейским положены будут, тогда оными досками печатать, и в продажу оные листы употреблять в надлежащих местах, за благопристойным порядком позволить. И дабы по сему везде во всем неотменно исполнялось, смотреть накрепко от духовных правительств, також и от магистратов: и о непременном по оному о исполнении, в главный Магистрат; в губернии и провинции подтверждено из Правительствующаго Сената указами. А понеже Московской первой гильдии купец Василей Кункин челобитьем объявил: Что в силу вышеобъявленнаго 1722 года Апреля 12 дня указа и сосуды церьковные, яко то: Дискосы, Потиры, Кресты, Эвангелисты, Оклады и венцы; на которых такоеж Господа нашего и Богоматере, и угодников Его Святых изображение поставляется, исправно делать принадлежит, и крайняя надобность в том состоит. А как де небезъизвестно, что серебреные мастера которые такие церьковные сосуды делают, ни какого к тому рачения и тщания не имеют, но только одно то наблюдают, чтоб поскоряе зделав за труд свой достойную плату получить; а он де Кункин делание тех церьковных сосудов в коих Святое Священнодействие совершается и протчих утварей, яко то: Эвангелистов, Крестов и окладов со изображением божественных лиц, и протчих священных украшеней, как золотых так и серебреных, с черневою и простых с резьбою и чеканною работою, [ каковой прежде сего в россии еще не бывало] производить желает собственным своим капиталом, со всяким радением и усердием, как вышеписанными указами повелено, с наилучшим против протчих серебреных и золотых мастеров изяществом и благолепием: и просил чтоб помянутое церьковных к Священнодействию подлежащих сосудов, и протчих церьковных же вещей из золота и серебра мастерство, для лучшаго и изящнаго в художестве искусства и смотрения, позволить производить ему в Москве одному, и для того протчим серебреных и золотых дел художникам, в делании тех церьковных вещей кроме партикулярных домовых мастерств запретить, а устроенные такие сосуды продавать он будет в ряды, указной пробы не повышая цены; также кто пожелает такие сосуды делать из собственнаго своего металла золота и серебра указной пробы, или приводя в указную пробу в пробовальной палате, то и тех за делание оных сосудов за труд брать обязуется безповышенияж прежней цены; и такими церьковными сосудами, яко то: Дискосами, Потирами, Крестами, Эвангелистами, окладами и венцами от художества своего, обязуется удовольствовать во всей Москве один достаточно, без всякаго в потребности оскудения. И будучи пред собрание Правительствующаго Сената допущен, объявил своего мастерства и прежнеи работы других мастеров некоторыя церьковныя вещи, и по усмотрению Правительствующаго Сената, явились Эвангелисты зделанные им Кункиным из серебра, а Образ Святыя Елисаветы изображенной на золоте черневою работою весьма искусной работы, и во изображении Святых лиц и протчих к тому принадлежащих благолепиев сходственныя, а прежней работы других мастеров такиеж зделанные из серебра Эвангелисты и благословящий Крест, самой простой и неискусной работы. Того ради по указу Ея Императорскаго Величества, Правительствующий Сенат приказали: 1. Вышеписанные принадлежащие к Священнодействию и протчему церьковному благолепию вещи, то есть: Сосуды, Эвангелисты, Кресты и оклады из золота и серебра, оному Кункину самою лутчею и исправною во изображении Святых лиц и протчаго благолепия работою, производить в Москве одному, и зделанныя вещи указной пробы продавать ему Кункину так как он сам обязался не повышая цены, и чтобы в деле оных остановки отнюдь быть не могло, в том ему Кункину крайнее свое старание прилагать: и для того протчим записным в Московском цеху серебренаго и золотаго дела мастерам, которых показано в записке только шесть человек, яко неискусным в деле таких нужнейших до церькви Святой принадлежащих вещей, с нынешняго времени под штрафом не производить, чего накрепко смотреть главному Магистрату, и ежели кто в преступлении онаго явится, таких штрафовать по указам; зделанныяже до нынешняго времени вещи из золота и серебра принадлежащия до церьковнаго употребления, в Москве у мастеров и в рядех, кроме зделанных помянутым Кункиным, от главнаго Магистрата переписав заклеимить, приличным к тому особым клеймом, и велеть те до сего времени зделанныя ими вещи желающим оные купить продать, при чем главному Магистрату накрепко смотреть и наблюдать, дабы впредь те мастера под видом прежде зделаннаго ими, не могли того мастерства вновь производить, а дабы те прежде записные того художества мастера, впредь пропитание от своего мастерства иметь могли, того ради делать им золотыя и серебреныя вещи принадлежащия до домашняго убранства и партикулярнаго, а не церковнаго употребления, также и ему Кункину, кроме вышепредписанных принадлежащих до церьковнаго украшения вещей, в произвождении другого серебренаго и золотаго дела мастерства, состоящаго в больших и мелочных званиях запрещения не чинить. 2. Впредь с сего времени Монетной канцелярии крепкое смотрение иметь в том, ежели незаписашияся в цех мастера, опричь архиерейских, монастырских и вотчинниковых людей и крестьян, которым такое мастерство по силе указу 1722 года Июля 6 дня только для своих домовых нужд, а не для посторонних производить повелено, будут зделанныя ими из золота и серебра вещи, для заклеймения приносить, таковых у них не клеймить, а отсылать их с такими вещми для учинения указу в главной Магистрат, ибо такие партикулярные незаписавшияся в цех мастера, работою своею пропитание у записашихся отъимают, и тем без всяких служеб и податей напрасно пользуются. И чтобы все такие не записавшияся мастера были сведомы, и впредь неведением не отговаривались, да и всякаго чина людем о таком нынешнем учреждении было известно, о том во всенародное известие сим и публикуется.
Подлинной за подписанием Правительствующаго Сената.
Печатан в Санктпетербурге при Сенате. Сентября 20 дня 1758 года.Адаптированный текст
Понеже в прошлом 1722 году Апреля 12 дня, блаженныя и вечной славы достойныя памяти Государь Император Петр Великий, будучи в Сенате при присудствии Синода и Сената указал: Иконное изображение исправить по содержанию церьковнаго обычая, и по соборному в лето мироздания 7175 и 6, бывших в Москве Святейших Александрийскаго, Антиохийскаго и Московскаго Патриархов, и многих греческих и российских Архиереов, и всего священнаго Собора деянию и изложенному тогда разсуждению, а надзирательство над живописцами и иконописцами, иметь искусному в том художестве Ивану Зарудневу, [ которой и напредь сего в прошлом 1707 году имянным Его Императорскаго Величества указом к такому надзирательству определен и Супер-Интендантом учинен, ] и быть ему под Синодальным ведением; котораго Его Императорскаго Величества имянного указа во исполнение, Святейший Правительствующий Синод Святейших Патриархов, и многих Архиереов соборнаго разсуждения слушав, и разсмотрев на конференции с Правительствующим Сенатом согласно приговорили: Иконное писание в котором является многая не исправа исправлять тщательно, и писать Святыя иконы Спасову и Пресвятыя Богородицы, и всех Святых Богоугодников самым добрым мастерством, а резных икон и отливных не делать и в церьквах не употреблять, кроме Распятия, и искусною резьбою учрежденных и иных некиих штукатурным мастерством устроенных, и на высоких местах поставленных кунштов, а в домех кроме малых Крестов и Панагий искусною работою деланных отнюдь ни каких резных и отливных икон не держать, также и вместо Эвангелистов образовательная их животная не изображать, как и вместо Христа Спасителя не повелевается изображать Агнца, о чем в правиле шестаго Вселенскаго Собора 82 м, такое положено запрещение: не напиши Агнца во образе Христа но того самаго. В толковании же того правила изъявлено: не подобает Агнца на честных иконах писать перстом Предтечевым показуема, но самого Христа Бога нашего, по человеческому образу написовати. И по сему правильному запрещению как Агнца во образе Христа, так и помянутых животных с надписанием Апостольских имен вместо самих Эвангелистов изображать не подобает, но надлежит самих тех Эвангелистов лица с надписанием имених изображать, при чем возможно уже и образовательная их животная писать; но понеже неискусные иконописцы, издавна уже начали быть неисправны, того ради определены были в тогдашния времена особливые над ними надзиратели, о чем и в помянутом Соборном Святейших Патриархов, и многих Архиереов, и всего освященнаго Собора изложении весма подтверждено; и хотя такое над иконниками надзирательство в разныя времена и употреблялось, однакож и до ныне многая в вышеозначенном неисправа явствуется. Чего ради Святейший Правительствующий Синод, желая тщательно имянный Императорскаго Величества указ, по вышеписанному Святейших Патриархов, и протчих многих Архиереов, и всего священнаго Собора изложению произвести в действие, судил за благо приказать всем российским Архиереом, дабы киждо в своей епархии оную неисправу усмотрительно со временем исправляли, и впредь неисправно писать отнюдь недопущали, а для лутчаго усмотрения и исправления надзирать над иконописцы и живописцы и свидетельствовать их, и по свидетельству искусных до писма Святых икон допущать, в Москве помянутому имянным Его Императорскаго Величества указом, определенному Супер-Интенданту Зарудневу, а в городех утакого надзирательства и исправления быть под ведением ево особливым искусным иконописцам, которых он усмотря к тому определит: а дабы в народе о сем правильном и sело потребном иконнаго изображения исправлении было ведомо, того ради тогдаж указами публиковано: чтоб ни кто во оном не имел сумнения и неведением не отговаривался. А в 1715 году Июня 12 дня, по сообщенному из Святейшаго Правительствующаго Синода в Правительствующий Сенат ведению, в котором объявлено: что о продаваемых в разных местах печатных деревянными досками на бумаге, со изображением Христа Спасителя и Богоматере, и Святых угодников листов, с небрегомостию оныя в печать издаются, что правилом Святым весьма противно, а от иноверных небезнарекания. По определению онаго Святейшаго Правительствующаго Синода велено: продаваемые тогда в Москве и в Санктпетербурге и в протчих российской Империи местах листы, со изображением Святых лиц печатные, и оныя доски неискусной резьбы, у всех продавцов от Магистратов отобрать, и отослать для разсмотрения к епархиальным Архиереом, и впредь такой печати листов в продажу производить везде запретить, а желающим Святых лиц на бумаге печатать для лутчаго благолепия, первыя каким образом и существом куншты быть имеют, учиня рисунки представить для опробации самим епархиальным Преосвященным Архиереом: и по той опробации с тех рисунков вырезывать на медных досках; и напечатав первую пробу и доски паки представить им же епархиальным Архиереом; и когда от них в годности удостоены, и знаки на те доски по приказаниям их Архиерейским положены будут, тогда оными досками печатать, и в продажу оные листы употреблять в надлежащих местах, за благопристойным порядком позволить. И дабы по сему везде во всем неотменно исполнялось, смотреть накрепко от духовных правительств, також и от магистратов: и о непременном по оному о исполнении, в главный Магистрат; в губернии и провинции подтверждено из Правительствующаго Сената указами. А понеже Московской первой гильдии купец Василей Кункин челобитьем объявил: Что в силу вышеобъявленнаго 1722 года Апреля 12 дня указа и сосуды церьковные, яко то: Дискосы, Потиры, Кресты, Эвангелисты, Оклады и венцы; на которых такоеж Господа нашего и Богоматере, и угодников Его Святых изображение поставляется, исправно делать принадлежит, и крайняя надобность в том состоит. А как де небезъизвестно, что серебреные мастера которые такие церьковные сосуды делают, ни какого к тому рачения и тщания не имеют, но только одно то наблюдают, чтоб поскоряе зделав за труд свой достойную плату получить; а он де Кункин делание тех церьковных сосудов в коих Святое Священнодействие совершается и протчих утварей, яко то: Эвангелистов, Крестов и окладов со изображением божественных лиц, и протчих священных украшеней, как золотых так и серебреных, с черневою и простых с резьбою и чеканною работою, [ каковой прежде сего в россии еще не бывало] производить желает собственным своим капиталом, со всяким радением и усердием, как вышеписанными указами повелено, с наилучшим против протчих серебреных и золотых мастеров изяществом и благолепием: и просил чтоб помянутое церьковных к Священнодействию подлежащих сосудов, и протчих церьковных же вещей из золота и серебра мастерство, для лучшаго и изящнаго в художестве искусства и смотрения, позволить производить ему в Москве одному, и для того протчим серебреных и золотых дел художникам, в делании тех церьковных вещей кроме партикулярных домовых мастерств запретить, а устроенные такие сосуды продавать он будет в ряды, указной пробы не повышая цены; также кто пожелает такие сосуды делать из собственнаго своего металла золота и серебра указной пробы, или приводя в указную пробу в пробовальной палате, то и тех за делание оных сосудов за труд брать обязуется безповышенияж прежней цены; и такими церьковными сосудами, яко то: Дискосами, Потирами, Крестами, Эвангелистами, окладами и венцами от художества своего, обязуется удовольствовать во всей Москве один достаточно, без всякаго в потребности оскудения. И будучи пред собрание Правительствующаго Сената допущен, объявил своего мастерства и прежнеи работы других мастеров некоторыя церьковныя вещи, и по усмотрению Правительствующаго Сената, явились Эвангелисты зделанные им Кункиным из серебра, а Образ Святыя Елисаветы изображенной на золоте черневою работою весьма искусной работы, и во изображении Святых лиц и протчих к тому принадлежащих благолепиев сходственныя, а прежней работы других мастеров такиеж зделанные из серебра Эвангелисты и благословящий Крест, самой простой и неискусной работы. Того ради по указу Ея Императорскаго Величества, Правительствующий Сенат приказали: 1. Вышеписанные принадлежащие к Священнодействию и протчему церьковному благолепию вещи, то есть: Сосуды, Эвангелисты, Кресты и оклады из золота и серебра, оному Кункину самою лутчею и исправною во изображении Святых лиц и протчаго благолепия работою, производить в Москве одному, и зделанныя вещи указной пробы продавать ему Кункину так как он сам обязался не повышая цены, и чтобы в деле оных остановки отнюдь быть не могло, в том ему Кункину крайнее свое старание прилагать: и для того протчим записным в Московском цеху серебренаго и золотаго дела мастерам, которых показано в записке только шесть человек, яко неискусным в деле таких нужнейших до церькви Святой принадлежащих вещей, с нынешняго времени под штрафом не производить, чего накрепко смотреть главному Магистрату, и ежели кто в преступлении онаго явится, таких штрафовать по указам; зделанныяже до нынешняго времени вещи из золота и серебра принадлежащия до церьковнаго употребления, в Москве у мастеров и в рядех, кроме зделанных помянутым Кункиным, от главнаго Магистрата переписав заклеимить, приличным к тому особым клеймом, и велеть те до сего времени зделанныя ими вещи желающим оные купить продать, при чем главному Магистрату накрепко смотреть и наблюдать, дабы впредь те мастера под видом прежде зделаннаго ими, не могли того мастерства вновь производить, а дабы те прежде записные того художества мастера, впредь пропитание от своего мастерства иметь могли, того ради делать им золотыя и серебреныя вещи принадлежащия до домашняго убранства и партикулярнаго, а не церковнаго употребления, также и ему Кункину, кроме вышепредписанных принадлежащих до церьковнаго украшения вещей, в произвождении другого серебренаго и золотаго дела мастерства, состоящаго в больших и мелочных званиях запрещения не чинить. 2. Впредь с сего времени Монетной канцелярии крепкое смотрение иметь в том, ежели незаписашияся в цех мастера, опричь архиерейских, монастырских и вотчинниковых людей и крестьян, которым такое мастерство по силе указу 1722 года Июля 6 дня только для своих домовых нужд, а не для посторонних производить повелено, будут зделанныя ими из золота и серебра вещи, для заклеймения приносить, таковых у них не клеймить, а отсылать их с такими вещми для учинения указу в главной Магистрат, ибо такие партикулярные незаписавшияся в цех мастера, работою своею пропитание у записашихся отъимают, и тем без всяких служеб и податей напрасно пользуются. И чтобы все такие не записавшияся мастера были сведомы, и впредь неведением не отговаривались, да и всякаго чина людем о таком нынешнем учреждении было известно, о том во всенародное известие сим и публикуется.
Подлинной за подписанием Правительствующаго Сената.
Печатан в Санктпетербурге при Сенате. Сентября 20 дня 1758 года.Адаптированный текст
Выбор дальнейшего маршрута по связям документа:
Комментарии:
Нет комментариев